Зенитные фонари как архитектурный элемент стали применяться при строительстве уже в период средневековья. Сложность возведения и большая трудоемкость работ позволяла их использовать только в строительстве сложных архитектурных сооружений, как, например, кафедральные соборы. Зенитный фонарь, венчающий купол собора, придает зданию законченный вид и делает его эстетически более привлекательным. Зенитные фонари также помогают освещать внутренние помещения, освобождая тем самым от необходимости делать световые проемы в стенах архитектурного сооружения. Высокий уровень освещенности достигается за счет того, что зенитные фонари пропускают в 1,5 раза больше света, чем аналогичные по площади плоские окна.
По конструкции зенитные фонари могут сильно отличаться, давая свободу творческой мысль архитектора и позволяя гармонично вписать данный элемент в проект любого здания. Как правило, это световой проем, который располагается в плоскости покрытия. Установка зенитного фонаря производится на плиты или балки верхней части сооружения, а сам фонарь представляет собой светопрозрачную конструкцию в виде купола или свода. Могут применяться и открытые зенитные фонари, которые помимо освещения еще используются и для вентиляции помещений.
Из истории известно, об использовании фонарей в архитектуре средневековья: они венчали кафедральные соборы, возводимые в тот период. Позже в эпоху Возрождения и Барокко фонари приобрели форму куполообразной надстройки, украшенную множеством декоративных элементов, фресками, колоннами. Зенитный фонарь не обязательно возводился для освещения внутренних помещений, он мог также выполнять только художественную функцию, украшая здание.
Самыми известными зданиями, имеющими зенитный фонарь, являются рейхстаг в Берлине, Капитолий в Вашингтоне, кафедральный собор Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, Собор Святого Петра в Риме, Собор Святого Павла в Лондоне.
Здание рейхстага, реконструированное Фостером, сохраняет все пройденные этапы истории и технически хорошо оснащено. Зенитный фонарь рейхстага представляет собой впечатляющую конструкцию, оборудованную огромным количеством управляемых зеркал. За счет автоматического изменения угла наклона зеркал улавливаемый свет всегда хорошо попадает в зал заседаний парламента.
Особо стоит отметить фонарь собора Санта Мария дель Фьоре во Флоренции, который венчает величественный купол этого сооружения, покрытый темно-красной черепицей и связанной белыми ребрами. Создается впечатление, что купол, украшенный беломраморным изящным фонарем, как бы парит над городом.
Решение о возведении здания Конгресса США на Капитолийском холме принималось исходя из модного в тот момент направления классицизма с опорой на историю Римского государства. Здание имеет два крыла для заседания двух палат и центральную часть – Ротонду. Купол Капитолия, имеющий такую же колоннаду, как и Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге, увенчан зенитным фонарем со статуей свободы в верхней его части.
Строители времен Средневековья, Возрождения и позже прилагали немало усилий, чтобы создать подобные величественные сооружения. Современные технологии позволяют возводить зенитный фонарь практически любой формы и размера в считанное время и с минимальными усилиями. Стоимость установки является вполне доступной по строительным расценкам, а практическая польза для многих уже очевидна. Зенитные фонари сейчас широко применяются при строительстве торговых центров, спортзалов и других общественных помещений и позволяют решать вопросы освещенности, вентиляции и пожарной безопасности зданий.
Статьи о зенитных фонарях: